«Иерусалим», «Нечестивец», «Пророчество», «Поверженный идол» – названия четырех актов оперы Джузеппе Верди «Набукко» (1842) очерчивают круг ее тем: древний мир, религиозные конфликты, роль личности в истории. Есть в «Набукко» и любовная линия, но не она больше всего вдохновляла Верди, пожертвовавшего центральным лирическим дуэтом ради еще одной сцены с суровым пророком-первосвященником. Вместе с либреттистом Темистокле Солерой молодой композитор создал сочинение о других, не менее сильных страстях: о жажде власти и жажде свободы. Задолго до Вагнера Верди показал глубинную причину безудержного, яростного властолюбия – недостаток любви. Показал и его последствия – насилие, безумие, смерть; показал и пути преодоления – любовь, раскаяние. Эти идеи раскрываются в образах двух главных действующих лиц оперы – титульного героя, вавилонского царя—завоевателя Навуходоносора, и его беспощадной дочери Абигайль. Тот и другая получили потрясающе выразительные и крайне требовательные вокальные партии. Масштабные сольные сцены первого в истории «вердиевского» баритона и первого «вердиевского» сопрано, их дуэт-дуэль принадлежат к самым ярким страницам наследия композитора. Настоящим же хитом из «Набукко» стал хор пленных иудеев Va, pensiero, sull’ali dorate – «Лети, мысль, на золотых крыльях», – превратившийся в неофициальный гимн Итальянской Республики.
На главной оперной сцене Петербурга «Набукко» ставился дважды: спустя примерно десять лет после миланской премьеры (1851) и через сто с лишним лет после смерти его автора (2005). В 2023 году Мариинский театр пополнит свою богатую вердиевскую коллекцию новой постановкой оперы, с которой когда-то началась мировая слава гениального итальянского мастера. Христина Батюшина