Одним из таких малоизвестных иноков был иеромонах Александро-Невской Лавры Паисий Кривоборский. В собрании Александро-Невской Лавры хранятся принадлежащие ему четыре рукописи и альбом с литографиями видов новгородских церквей.

Об иеромонахе Паисии, жившем в первой половине XIX века, известно немногое. Источником сведений служат его рукописи и пометы на них как самого о. Паисия, так и других лиц. Некоторое время он состоял в числе братии Новгородского Сковородского Михайловского монастыря, основанного в XIV в. новгородским архиепископом святителем Моисеем († 1362). В январе 1831 г., будучи иеродиаконом этого монастыря, о. Паисий составил «Патерик новгородских чудотворцев 1831 года» (ОР РНБ. Ф. 15. А-9). Рукопись «Патерика» в кожаном переплете с тиснением насчитывает 215 листов и восемь вкладных, в том числе одиннадцать гравюр с видами новгородских монастырей.

После кончины о. Паисия рукопись «Патерика» принадлежала иеромонаху Александро-Невской киновии Вениамину, 12 февраля 1863 г. подарена им своему духовному сыну монаху Павлу Гурову, при переселении Павла Гурова в Зеленецкий Троицкий монастырь Петербургской епархии 16 октября 1874 г. перешла во владение благочинного Александро-Невской Лавры иеромонаха Анастасия.

В начале 1850-х г. о. Паисий состоит иеромонахом братства Александро-Невской Лавры (с какого точно времени неизвестно). Александро-Невская Лавра поставляла иеромонахов для служения на кораблях русского флота. В 1850 г. о. Паисий плавал на парусном линейном корабле «Андрей», спущенном на воду в 1844 г., командиром корабля в 1848-1853 г. был капитан I ранга Е.А. Беренс. Участвовал в датском походе 2-й флотской дивизии под командованием контр-адмирала З. З. Балка. К этому времени относится составление о. Паисием рукописного сборника «Явлении, чудеса и Подвиги Ангелов», содержащего выписки из Четьих-Миней о явлениях ангелов. На первом листе имеется помета о. Паисия: «Первое начало 1850-годом Маия 27 числа на карабле андрей в Датских Владениях при городе фабург. Да чтут и разумеют Славу Божию. Грешный иеромонах Паисий». На обороте листа второго: «Начало Господи благослови. 1851го года Генваря 2 дня». На листе 252: «Окончил 17го Апреля 1853го года». Спустя полгода, осенью, о. Паисий закончил составление другого рукописного сборника, содержащего выписки из четырех евангелистов – «Словеса Иисуса Христа». На л. 1 его помета: «Написана сия книжица грешным Иеромонахом Паисием Кривоборским 1853-года Ноября 11 числа. Во славу Божию и в назидание православных христиан». Оба сборника имеют одинаковый переплет: оклеены «мраморной» бумагой (зеленой с черными разводами), на кожаном корешке зеленого цвета золотое тиснение: вверху указано название работы, внизу на каждом сборнике – «П. Кривоборского 1853».

 

 

 

 

 

 

 

К 1852–1853 г. относится составление о. Паисием альбома литографий видов новгородских церквей и изображений чудес святителя Моисея. На кожаном корешке темно-зеленого цвета золотое тиснение: вверху указано название «Виды новгородских святынь», по центру: «1854.», а внизу: «И.П. Кривоборского». В альбоме (32х20,3) 18 литографий.

 

 

 

 

 

 

 

Под каждой краткое описание храма и надпись: «Усердием Иеромонаха Паисия Кривоборского <…>», а далее дата (по-видимому, разрешение цензора на литографию), причем под каждым видом даты указаны разные. Первая – «1852 г. Декабря 7 числа» – под изображением Софийского Собора, а последняя – «1853 года Октября 4 числа» – под видом Часовни в честь Владимирской Божией Матери. Помимо этих двух представлены изображения еще девяти церквей: Соборная церковь во имя Рождества пресвятыя Богородицы, основанная в 1327 г., Собор Знамения Богородицы с приделом Иакова Алфеева (1354 г.), церковь в честь Покрова пресвятой Богородицы, церковь священномученика Власия (1407 г.), церковь св. Апостол Петра и Павла в Духовской улице, церковь Андрея Стратилата внутри Кремля, церковь во имя Покрова пресвятыя Богородицы на Софийской стороне (1537 г.), Башня с живоносным источником и Чудотворным образом Спасителя около Софийского собора и она же, вид от Троицкой Ямской улицы. И колокольня Софийского собора. Находящиеся во второй части сборника литографии (в два цвета) с изображением чудес, сотворенных новгородским архиепископом святителем Моисеем, также имеют подписи о. Паисия, но без дат. И завершает альбом большая литография (в два цвета), в центре изображен святитель Моисей, по бокам – четыре сотворенных им чуда.

 

 

 

 

 

 

 

Особый интерес вызывает рукопись «Божественная Литургия святого апостола Иакова». (Ф. 15. А-62) На последнем – 24-м – листе после текста литургии есть запись о принадлежности ее иеродиакону Паисию Кривоборскому в 1833 г. До середины XX в. Литургию апостола Иакова в России не служили, она была известна мало, но списки ее (относящиеся и к более раннему времени) встречаются в разных архивных собраниях. Апостол Иаков был особенно почитаем в Новгороде еще с XI-XII в., причем апостол Иаков из 12-ти (Иаков Алфеев) и апостол Иаков из 70-ти, брат Господень, первый епископ Иерусалима, по имени которого получила название литургия, зачастую смешивались.

В последние годы жизни иеромонах Паисий был смотрителем загородного архиерейского дома или киновии Александро-Невской лавры, основанной на правом берегу Невы в 1820 г. митрополитом С.-Петербургским Михаилом (Десницким) для жительства больных и престарелых монахов. Скончался о. Паисий 15 ноября 1854 г., похоронен на Киновиевском кладбище.

Собрание Александро-Невской Лавры поступило в библиотеку в 1929 г. из Книжного фонда. Сотрудниками Отдела рукописей Надеждой Александровной Дворецкой и Геннадием Павловичем Ениным проведена каталогизация собрания Лавры и составлена опись, насчитывающая 111 единиц хранения.

Т. А. Богданова
Фотографии А. Е. Ляховицкого

Источник: http://expositions.nlr.ru