8 января после чина о Панагии состоялась лекция «Иконография праздника Рождества Христова».

Основным источником иконографии Рождества Христова стало Евангелие, а также некоторые апокрифические источники.

На одной иконе изображено сразу несколько сцен, посвященных одному событию — Иконография праздника относится к многосюжетному типу.

Движение вверх в композиции задает гора, которая венчается Вифлеемской звездой. В центре изображают  пещеру, на фоне которой возлежит на ложе Пресвятая Богородица. А в глубине пещеры мы видим младенца Христа. В символическом истолковании «гора», внутри которой находилась пещера Рождества, соотносилась с самой Пресвятой Богородицей, а пещера – с ее чревом, вместившим невместимого Бога.

Пресвятая Богородица, как правило, на иконах изображается возлежащей на ложе, но встречаются такие изображения, где Богородица не только сидит, но и стоит на коленях перед рожденным младенцем.

Появление изображений определенных животных в пещере основано на словах пророчества Исайи:

«Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет».

Неизменным элементом любой иконы Рождества Христова является Вифлеемская звезда, которую святые отцы трактуют как явление небесной, ангельской силы. На некоторых поздних иконах  и фресках можно увидеть летящего ангела с Вифлеемской звездой в руках, который ведет к месту Рождества Христова волхвов.

Число ангелов на иконах Рождества со временем неуклонно росло и в поздних памятниках мы видим уже целое небесное воинство, славословящих Господа.

Еще одним неизменным персонажем иконы Рождества Христова является фигура Иосифа, сидящего в стороне. Его отдаленное положение говорит о непричастности к Рождеству Христову, а состояние углубленной задумчивости о богословском созерцании пророчеств о Рождестве.

Среди встречающихся на иконе Рождества Христова персонажей, недоумение богословов вызывает загадочная фигура старца в шкурах, беседующего с Иосифом. В очень редких случаях он беседует не с Иосифом, а с самой Богородицей. Исследователи считают, что это дух сомнения, приступающий к Иосифу.

Такие персонажи, как волхвы и пастухи присутствуют на иконах не всегда. Количество пастушков может быть разным и они часто изображаются славословящими с ангелами, играя на рожке или свирели. Сцена поклонения волхвов берет свое начало еще в раннехристианских катакомбах и очень приживается в Византии и впоследствии на Западе. В Средневековом искусстве процессия, пришедшая поклониться Богомладенцу, увеличивается до нескольких десятков персонажей. В то же время иконописец Андрей Рублев и мастера его круга делают акцент на путешествие волхвов за звездой. Этот мотив и в дальнейшем будет развиваться на Руси, как тема путеводительства человеческой души, стремящейся к Богу. Сцена омовения младенца в иконографии показывает человеческую природу Младенца.

На эти моменты мы обратили внимание во время лекции, рассматривая иконы Рождества Христова, которые были написаны в разное время в разных странах.

В целом икона Рождества Христова – это сплошная радость и ликование. Движение Неба и Земли вокруг новорожденного Младенца Христа предполагает у зрителя некий ответ души. Как Земля встречает пришедшего в мир Господа: волхвы приносят ему дары, пастушки приносят ему пение, так и мы, созерцая этот образ, должны дать Богу некий ответ своей души, движение навстречу ему.