В канун дня памяти блаженной Ксении Петербургской, 5 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме, посвященном святой, на Лахтинской улице.

Его Высокопреосвященству сослужили епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Павел Кудряшов с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.

Среди молящихся был депутат Госдумы Вячеслав Макаров.

В центре храма перед праздничной иконой было пропето величание святой.

 
 

«Этот день именуется Неделей о Закхее, — сказал владыка в проповеди. — Ровно месяц остается до Великого поста, и Святая Церковь напоминает нам о том, что нужно готовиться к нему. Скоро начнутся подготовительные недели. Завтра за Божественной литургией будет читаться Евангелие о Закхее и перемене, которая в нем произошла, потому что пост — время покаяния и пересмотра своей жизни: внешней и внутренней. На примере Закхея Церковь показывает, как можно менять свою жизнь. Закхей был начальником мытарей, богатым человеком в Иерихоне. Откуда у него богатство? Он собирал налоги в пользу Римского правительства, которое не платило зарплату мытарям, а разрешало брать с населения деньги сверх налогов, не ограничивало их, возможно, надеясь на совесть мытарей, что они не будут обдирать близких. Но не тут-то было. Мытари брали лишнее. Закхей грабил братьев, сестер, соседей и таким образом скопил богатство. Он был самым неуважаемым человеком в городе, его все ненавидели. Но что-то у него в душе блеснуло, когда он узнал, что через город пройдет Иисус из Назарета, которого все называют Мессией. «Может быть, Он действительно Мессия, хотел бы я Его видеть», — подумал он. А как увидеть? Господь идет в огромной толпе, а Закхей был маленького роста, поэтому залез на смоковницу, чтобы оттуда увидеть Христа. Спаситель его увидел, подошел и сказал: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19:5). Народ, который сопровождал Христа, удивился, что Он выбрал дом самого большого негодяя в городе. Но люди не знали, какие перемены происходят в Закхее. Когда Господь пришел в его дом, сказал, что половину имения раздаст нищим, а из оставшейся половины богатства — тому, кого обидел, воздаст вчетверо. Господь сказал: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:9-10)».

«Мы видим, какая перемена произошла в Закхее, а началась она с его желания увидеть Христа, — продолжил архипастырь. — Если не захотим спасаться, то спасаться не будем. Кто захочет спасаться — начнет это делать. Если мы захотели кого-то видеть, то уже к этому человеку влечемся. Если захотим видеть в душе Господа, Он обязательно придет. Как пришел в дом грешника Закхея, а мы тоже грешники, похлеще его, потому что не только в богатстве согрешаем, но и во всем остальном. Если бы сейчас каждый из нас открыл душу перед всеми, то сгорел бы со стыда — столько у нас грехов в жизни было. Все мы грешники и хотим, чтобы Спаситель вошел в наш дом. Но надо захотеть, тогда Он обязательно придет. Такая перемена должна происходить в нас. Господь показал, что готов принимать кающихся грешников. По примеру Закхея мы должны перемениться».

«Блаженная Ксения тоже подает нам пример перемен. Она жила обычной светской жизнью, и вдруг, когда скончался ее муж, в ней произошла перемена. Подвиг юродства на себя берут единицы людей в мире. Ксения стала первой святой в молодой имперской столице. И такая святая, начальница всех святых, появилась в Санкт-Петербурге и взяла на себя подвиг юродства. От чего же она отказалась? Просто перестала заботиться о завтрашнем дне и предала себя воле Божией. Как Господь сделает, так и будет. Чтобы вымолить мужа, она готова была пойти на все. А мы только тем и занимаемся, что заботимся о завтрашнем дне, что поесть и попить, во что одеться, где отдохнуть, как купить квартиру. Столько времени уходит на все это, а мы — верующие! О чем молятся верующие в первую очередь? О спасении души. Надо больше времени уделять этому, а мы тратим время на ненужные дела, вредные для души, даже не замечая этого. Жизнь-то короткая, пролетает вмиг, скоро предстанем перед Богом. А мы все заботимся о богатстве. Если на храм богатство — это хорошо, можно собирать. А для себя — нет, мы же странники. Ксения не заботилась о богатстве и стала странницей, как и Христос был странником, ходил по земле. Где покормят такие мытари Закхеи, там и поест, где ночевать оставят, там и останется. А нам нужны квартира или дом, да не хуже, чем у соседа, со всеми удобствами. Дальше — больше. Так все привязываемся к земле, но все это оставим. Никому это не надо. Зачем мы столько времени тратим на все это? Ксения так размышляла, что никакого дома ей не надо, странничала, где принимали ее — тот дом благословляла. Заходила, молилась — и тот дом становился успешным. Так всегда поступали святые, потому что отдавали себя Богу. Посмотришь на жизнь Ксении — она совершенно противоположна нашей: мы делаем все наоборот. Имеем свой разум, а Ксения от него отказалась. С разумом была бы, как все, так же заботилась о насущном, может, второй раз вышла бы замуж, устроилась. Вот что разум подсказывает. И зачем он нужен? Петербургская странница от него отказалась и стала святой. Видите, как можно жить. Примеры Ксении и Закхея показывают, как нужно менять жизнь. На пути к Великому посту надо подумать, что следует изменить — нехорошие мысли, желания, дела. Все это надо из головы вычеркивать и думать только о спасении, о Боге, близких и родных. Надо спасать себя и сродников, помогать им и за всех молиться», — завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Храму были подарены собрания проповедей Святейшего Патриарха Кирилла и митрополита Варсонофия.

За усердные труды на благо Святой Церкви и в связи с 50-летием иерей Вадим Брумин был награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени.

Верующим роздали иконки святой Ксении Петербургской.

Община храма блаженной Ксении Петербургской была зарегистрирована в 2002 году. Инициатором строительства храма стала организация инвалидов Петроградского района. Предположительно здесь стоял дом, в котором святая жила с супругом Андреем Петровым. Храм примечателен внутренним убранством. Автор настенных росписей, посвященных житию блаженной, — Александр Простев. Иконы написали Дмитрий Мироненко (руководитель иконописной мастерской Александро-Невской лавры) и Александр Стальнов. Баптистерий украшен мозаиками из классических материалов, открытых Михаилом Ломоносовым. Храм оборудован пандусами и лифтом. 6 июня 2019 года он был освящен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием. Ктитор храма — глава фонда «Созидающий мир» Вячеслав Заренков.

ИА «Вода живая»,
05.02.22 

Источник: mitropolia.spb.ru

Фото: Станислав Марченко