Как проводит свой отпуск митрополит? Многим, наверное, любопытно. Правящий архиерей не делает из этого тайны. Например, свой отпуск в октябре 2014 года митрополит Варсонофий посвятил паломничеству на Святую Землю.
Раздел: Из окна в Европу
Вот такой вид Иерусалима открывается с «Русской свечи» —колокольни Свято-Вознесенского монастыря, который стоит на вершине Елеонской горы. Именно с нее — а высота колокольни составляет 64 метра — снимаются самые яркие и известные панорамы Святого города.
В состав паломнической группы, возглавляемой владыкой, входили клирики и миряне различных епархий нашей Церкви. Санкт-Петербургскую епархию представляли настоятель храма святого Димитрия Донского при университете МВД игумен Фома (Василенко), настоятельница Новодевичьего монастыря игумения София (Силина), сотрудники епархиального управления иеромонах Никита (Миних) и Павел Ермошкин.
Первые впечатления
Для митрополита Варсонофия эта поездка на Святую Землю была по счету… двадцать девятой: с начала 1990-х он отправляется в паломничество практически каждый год.
— Посещение Святой Земли для меня — благоприятная возможность освежить в памяти исторические события, связанные с земной жизнью Спасителя, Божией Матери, апостолов, не просто погрузиться в дела давно минувших дней, но почувствовать, какое значение они имеют и сегодня, — говорит владыка Варсонофий.
Иерусалим. Старый город. Одна из остановок Крестного пути, где, по Преданию, Спаситель оперся рукой о стену, падая под тяжестью креста
Для игумена Фомы эта поездка — четвертая, матушка София приехала сюда во второй раз, причем первый раз была на Святой Земле лет двадцать назад, еще мирянкой, референт митрополита Павел Ермошкин сопровождал владыку много раз, а вот для иеромонаха Никиты нынешняя поездка была первой:
— Может, это выглядит странно, но… я всегда хотел на Святую гору Афон и, милостью Божией, побывал там три раза, а вот на Святую Землю почему-то не стремился, — рассказал отец Никита. — Владыка предложил поехать вместе с ним, я, разумеется, согласился — и буквально с первого же дня понял, как я ошибался. Конечно, с евангельских времен там сохранилось мало исторических памятников: многое было разрушено и мусульманами, и крестоносцами. Но осознание того, что именно под этим небом и по этой земле ходил Сам Спаситель, что под толщей культурного слоя — места, физически сопричастные Христу, завораживает. Это странное и необычное духовное чувство: хочется замолчать и просто слушать Его, стараться не прогнать Его от себя.
Духовный центр поездки
Паломничество началось со знакомства с исторической частью Иерусалима: путешественники прошли крестным путем, совершив четырнадцать остановок, связанных с последним днем земной жизни Спасителя. Во время каждой остановки митрополит Варсонофий прочитывал соответствующий отрывок из Евангелия, а сопровождающая группу гид, инокиня Агапия из Горненского монастыря, делала исторический экскурс по теме события. В храме Воскресения Христова паломники поклонились Гробу Господню и в этот же день имели аудиенцию с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским и всей Палестины Феофилом III.— После беседы с нашим владыкой Патриарх Иерусалимский благословил, чтобы мы отслужили в храме Гроба Господня. Нам выдали облачения — греческие. Не каждому священнослужителю, приехавшему на Святую Землю, доводится послужить в храме Гроба Господня, а нам посчастливилось. Когда запели «Отче наш», мы поняли, что в храме полно русских. Столько тысяч километров, четыре часа лету, и вот — они здесь, — поделился впечатлениями отец Фома.
— Самое сильное впечатление на меня произвели две Литургии у Гроба Господня — это был духовный центр поездки, — добавляет матушка София.
Гроб Господень — гробница в скале недалеко от Голгофы, на земле, принадлежавшей Иосифу Аримафейскому. Согласно Евангелиям (Мф. 27, 60 – 28, 8; Мк. 15, 46 – 16, 8; Лк. 23, 53 – 24, 24; Ин. 19, 41 – 20, 11), в ней был после распятия погребен Иисус Христос и на третий день воскрес. Гробница — главный алтарь Храма Воскресения Христова в Иерусалиме.
Пунктир паломничества
Программа поездки была разнообразной и насыщенной: группа побывала почти во всех местах, традиционно интересных паломникам на Святой Земле.— Святая Земля для христиан имеет большое значение как место спасительных событий ветхозаветной и новозаветной истории, и самое главное — как место земной жизни Господа Иисуса Христа, — говорит владыка Варсонофий. — Поэтому и Вифлеем, место Его рождения, и Галилею, где Он провел большую часть своего мессианского служения, и Иерусалим, где Он пострадал, умер и воскрес, мы с паломниками всегда стараемся посещать.
— Ездить с владыкой очень интересно, он — человек динамичный, поэтому программа всегда плотная, и, хотя устаешь, понимаешь: усталость пройдет, а память останется, — делится Павел Ермошкин.
Группа побывала в приморском городе Яффе на гробнице праведной Тавифы, которую воскресил апостол Петр. Еще одна достопримечательность Яффы, которую тоже посетили паломники, — храм апостола Петра, единственный храм, где есть изображение апостола, распятого вниз головой. В Лидде, на родине святого Георгия Победоносца, гости из России побывали в храме Иерусалимской Патриархии, посвященном великомученику, где приложились к серебряному ковчежцу с частицей его мощей. Здесь же хранятся кандалы, в которые, по преданию, был закован небесный покровитель воинства.
Яффа (Иоппа) всегда была ключевым портовым городом Святой Земли, которым стремились овладеть завоеватели: от древних египтян до Наполеона Бонапарта. Греческий историк Страбон считал, что именно в Яффе разворачивается сюжет мифа о Персее и Андромеде. Из Яффы отправился в путь пророк Иона (Иона 1, 3). Здесь в доме Симона кожевника было видение апостолу Петру (Деян. 10, 11 – 13), которое убедило апостола начать миссию среди язычников. В Яффе была воскрешена праведная Тавифа (Деян. 9, 36 – 42). В эпоху арабского завоевания сюда приходили корабли с паломниками, которые направлялись в Иерусалим, а при крестоносцах работал основной канал снабжения «воинства Христова». Сейчас Яффа фактически является одним из районов Тель-Авива.
Были во время поездки и «импровизации»: паломники побывали в пещере Махпела в южной части Палестины, где находятся гробницы ветхозаветных праотцев Авраама, Исаака и Иакова и их жен Сарры, Ревекки и Лии.
— Мы попали туда, в общем, случайно: ехали к Мамврийскому дубу, и владыка спросил нашего гида матушку Агапию, далеко ли отсюда эта пещера. Когда та сказала, что недалеко, владыка пожелал туда поехать, — рассказывает Павел Ермошкин.
Паломники попали в пещеру не в самое благоприятное время: в этот день иудеи отмечали праздник Суккот.
— Нас сопровождал автоматчик, — вспоминает отец Фома. — Когда проходили через рамку-металлоискатель, он сказал, чтобы мы сняли кресты. У меня крест был под жилеткой, а остальным пришлось снять: прийти в чтимое иудеями место, когда у них праздник, с крестами — невозможно!
— Внешние раздражители там, конечно, присутствуют, иначе и быть не может: это религиозное, к тому же нехристианское, государство, — добавил отец Никита. — Кто-то, завидев нас в подрясниках, глядел не очень по-доброму, но это не так уж важно — благодать Божия зримо и ощутимо там действует.
А владыка Варсонофий считает, что и среди чуждого окружения можно найти пример для подражания: «Святая Земля — центр трех мировых религий. Меня всегда поражала религиозность арабов и иудеев, их ревностное исполнение обрядов, закона, хотя оно у них часто доходит до крайности».
«Русская свеча» и воды Иордана
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы паломники посетили святыни Елеонской горы. Монастырь Вознесения Господня Русской Зарубежной Церкви недаром называют «Русская свеча» — его колокольню видно отовсюду. В правом приделе монастырского храма находится могила легендарного начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина); в его честь паломники пропели «Вечную память». В Вознесенском монастыре есть еще одна чтимая святыня — часовня, воздвигнутая на месте первого и второго обретения главы святого Иоанна Предтечи. При пении молитвословий паломники приложились к месту обретения.
Затем они отправились на место Вознесения Господня. «Место принадлежит мусульманам, поэтому вход платный. На камне, где в момент Вознесения стоял Спаситель, две стопы отпечатались, одну мусульмане вырезали и увезли. А вторая осталась, мы приложились к ней», — рассказывает отец Фома.
В монастыре святой Марии Магдалины паломники посетили пещеру, в которой апостолы погрузились в сон во время Гефсиманского борения Спасителя, а в храме обители помолились у мощей святых преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары.
У границы Израиля с Иорданией паломники погрузились в воды Иордана под пение молитвословий праздника Крещения Господня.
— Я и раньше бывал на Иордане, но в месте, где крестился Господь, — никогда. Вода в этом месте соленая — или море уже близко, или подземные источники. Река очень узкая, даже рекой трудно назвать. А вода в Иордане на вид мутная, но набираешь в бутылку — и она оказывается прозрачной, — говорит отец Фома.
Паломники посетили и северную область Израиля — Галилею. В Назарете они побывали в католическом храме, стоящем, по преданию, на месте дома Пресвятой Богородицы и праведного Иосифа Обручника, в крипте осмотрели нижнюю часть древнего здания, где архангел Гавриил явился Пресвятой Деве Марии.
Затем паломники помолились в храме великомученика Георгия Победоносца в Кане Галилейской — по преданию, на этом месте стоял дом апостола Симона Кананита, где Иисус Христос претворил воду в вино.
На гору Фавор восхождение совершили на горном такси, в храме Преображения Господня приложились к чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, именуемой «Акафистной». Сестра Горненского монастыря монахиня Магдалина во время подъема рассказала, что здесь на ее глазах произошло исцеление от рака паломницы из Хотькова.
«Гулять по воде со Мной…»
День паломничества закончился в гостинице Русской духовной миссии в Тиверии.
— Сначала мы жили в Горненском монастыре, а потом две ночи провели на берегу Галилейского озера в маленькой гостинице, она называется «Дом под сводами», — рассказывает отец Фома. — В монастыре телевизора нет, а в гостинице есть. Я как-то включил, а в это время началась программа «Достояние республики» с Вячеславом Бутусовым. Я всегда следил за его творчеством, оно мне близко, поэтому стал смотреть. Сижу в номере с видом на озеро Галилейское, а в телевизоре поют: «С причала рыбачил апостол Андрей…» Вот как совпало!
Путешествие по Галилее продолжилось на западном побережье озера Кинерет (Тивериадского).
Во время прогулки на лодке читались евангельские отрывки, связанные с этими местами.
На горе Блаженств, расположившись на прибрежных валунах, все внимали словам Нагорной проповеди из 5–7 глав Евангелия от Матфея, прочитанной паломниками в священном сане.
— На этом месте находится францисканский монастырь, а вокруг него — большие камни; вся наша группа расселась на этих камнях, и мы стали читать Евангелие — всё, что относится к этому месту. И действительно почувствовали, что соприсутствуем в том, что было когда-то, — вспоминает отец Фома.
Во время поездки владыка Варсонофий отпраздновал день своего Ангела: 17 октября по новому стилю Церковь празднует память святителя Варсонофия, епископа Тверского.
В заключительный день пребывания на Святой Земле паломники во главе с митрополитом Варсонофием молились за Литургией в храме равноапостольной Марии Магдалины подворья Русской духовной миссии в Тиверии. Богослужение возглавил игумен Фома: «Я служил Литургию в храме Марии Магдалины в день отлета паломников на родину. Люблю служить в маленьких храмах, а мне всё „достаются“ большие, — и вот мечта моя сбылась. Певчие были хорошие: монахиня Магдалина из Горненского монастыря, Татьяна Кирюхина из Саранска, она раньше была регентом митрополичьего хора. Владыка там помолился, причастился».
Вспоминая о днях, проведенных на Святой Земле, игумения София сказала:
— Когда служится водосвятный молебен в престольный праздник, говорят — «обновление благодати». Вот и эта поездка для меня стала таким обновлением благодати.
Источник: aquaviva.ru