Пятое воскресенье по Пасхе называется Неделей о самаряныне – по Евангелию, которое читается в этот день. Этот отрывок из Священного Писания может обрадовать любого, кто найдет в себе силы честно посмотреть на себя и свою жизнь. Хотя без понимания, личного опыта жажды трудно понять слова Спасителя о воде живой и весь смысл диалога у древнего колодца.
Многим ли из нас пришлось пострадать от отсутствия питьевой воды, и тем более ходить за ней далеко и регулярно? Речь не о качестве воды, а о ее доступности; не о походных условиях, а о ежедневных бытовых. Неожиданно наступило время, когда чувство жажды обострилось. Привычное и необходимое стало труднодоступным не только для заболевших или их родных. Но пришло ли за ним ощущение духовной жажды? Можем ли мы последовать примеру удивительной самаритянки – грешницы, ставшей великой святой после встречи со Спасителем и личного покаяния? Способны ли мы оставить водонос свой – неотложные житейские дела – ради Слова Христа?
Ждать благоприятных условий для молитвы в храме не приходится. Никто не может гарантированно назначить дату восстановления привычной формы церковной жизни. Поэтому мы продолжаем готовиться к воскресенью, оставаясь дома и слушая трансляцию богослужения. И по возможности, поминаем в молитвах врачей, медсестер, волонтеров и всех, кто сражается с коронавирусом.

Предание Церкви свидетельствует о том, что самаритянка крестилась Фотиной, в западных языках – Клэр, по-русски – Светлана. Не случайно во всех ее именах звучит, даже сияет свет. Вместе с младшим сыном Иосией Фотина рассказывала о Христе не только в родной Самарии, но в Африке и Италии. Старший сын Виктор был воеводой в войске Нерона, но не уничтожал христиан, а стал их покровителем и проповедником. Семья Фотины отказалась отречься от Господа или тайно исповедовать свою веру. Тогда ее с сыновьями и сестрами пытали, посадили в тюрьму. Но и в темнице она продолжала проповедь. Чудеса перед смертью святых многих привели к вере. С Фотины содрали кожу, бросили в колодец, затем вытащили и снова заключили в темницу. Через 20 дней Нерон снова призвал ее и требовал принести жертвы идолам. Святая плюнула императору в лицо: «Нечестивейший слепец, заблуждший и безумный человек! Неужели ты считаешь меня столь неразумной, чтобы я согласилась отречься от Владыки моего Христа и принесла жертву подобным тебе слепым идолам?!» Нерон снова бросил ее в колодец, где мученица предала дух свой Господу.
Жизнь евангельской самаритянки – пример исцеляющей благодати, возрождающей грешную душу, к решительной перемене во всем. Женщину презирали, игнорировали, а Господь выслушал и пожалел. Именно об этом напоминает нам Спаситель, готовый принять всякого, обращающегося к Нему искренно и с покаянием. Не хвалил ее Спаситель за греховную жизнь, когда сказал: «Как хорошо ты сказала, что у тебя нет мужа – поистине ты правду сказала!..» Он выделил главное – способность посмотреть на свою жизнь честно.
Церковь напоминает нам о пробуждении самаряныни, необходимом всем христианам не раз в жизни, а постоянно, ежедневно. Если каждый день делать шаг навстречу Богу, жаждать открытий в духовном мире, то промысел Божий откроет источник воды, текущей в жизнь вечную. Самарянка чувствовала свою греховность, именно поэтому встреча с Господом оказалась возможной. Жаждать Духа Божия – этой живой воды нам помогает пример самарянки. У нее не было ответов, но были вопросы и желание Истины. Евангелие утоляет духовную жажду. Так приходит спасение.